Политические настроения и выбор избирателей
Курсы: "Методы обработки данных в политологии", "Основы регионального и электорального анализа"
Различные теории электорального поведения выделяют широкий перечень факторов, обусловливающих политические настроения и выбор избирателей (обзор см., например, в книге Morton Rebecca. Analyzing Elections. New York, London: W.W. Norton & Company, 2005). Один из наиболее серьезных вызовов современным электоральным исследованиям исходит из модели «аудиторной демократии», предложенной Бернаном Маненном: «… люди голосуют по-разному от выборов к выборам в зависимости от личности кандидатов, соревнующихся за их голоса. Избиратели все больше склоняются голосовать за личность, а не за партию или платформу».[1] Значит ли это, что политические настроения граждан и их электоральное поведение более не определяются объективными результатами деятельности политиков? Что избиратель не действует рационально? Эта проблема вызывает большой интерес и политологов (в первую очередь, занимающихся электоральной и психологической тематикой), и социологов (изучающих настроения граждан), и экономистов (применяющих инструменты микроэкономического анализа к моделированию политических процессов).
Ниже представлен график, отражающий динамику индекса потребительских цен и показателя доверия Председателю Правительства России В.В. Путину в октябре 2008 – сентябре 2009 г. Графики построены на основании данных ежемесячного исследования омнибусного типа «Курьер», проводимого Аналитическим центром Юрия Левада «Левада-центр». В исследовании «Курьер» используется репрезентативная выборка объемом 1600 человек. Погрешность выборки не превышает 3.4%.
Использованные данные доступны в Едином архиве экономических и социологических данных ВШЭ.
На основании представленного графика ответьте на следующие вопросы:
- Можно ли предположить, что на доверие к В.В. Путину в июне 2008 – сентябре 2009 влияла инфляция?
- Какие методы количественного анализа данных Вы можете применить для установления связи между процентом респондентов, заявляющих о доверии к В.В. Путину, и инфляцией?
Примените эти методы к анализу данных, на основе которых построен этот график. Используйте материалы Единого архива экономических и социологических данных ВШЭ. Дайте содержательную интерпретацию полученных результатов.
- Какие еще показатели социально-экономического развития обсуждаются в электоральной литературе как возможные факторы, влияющие на политические настроения избирателей? Постройте на основании данных Единого архива экономических и социологических данных ВШЭ аналогичные графики для этих показателей и индикатора доверия к В.В. Путину и проверьте с помощью методов анализа данных, есть ли связь между ними?
[1] Манен Б. Принципы представительного правления / Пер. с англ. Е.Н. Рощина; науч. ред. О.В. Хархордин. – СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. – С.271 – 272.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.