Исследование ценностей: благоприятные условия распространения демократии
В работе профессора Университета Калифорнии в Беркли С. Фиша (Steven Fish) “Encountering Culture” [1] на основании шести переменных из World Values Survey были построены два индекса – толерантности и равенства. Каждый состоял из 3 субиндексов:
Толерантность
- Отношение к терпимости – процент тех респондентов в каждой стране, кто упомянул терпимость и уважение к другим как важное качество в детях;
- Расовая терпимость – процент респондентов, кто не упомянул представителей других рас в качестве нежелательных соседей;
- Терпимость к социальным отклонениям – процент респондентов, кто не считает гомосексуальность непростительной ни в каком случае.
Равенство
- Занятость – процент тех респондентов в каждой стране, кто не согласен с утверждением, что мужчины имеют большее право на работу, чем женщины;
- Образование – процент респондентов, кто не согласен и совершенно не согласен с утверждением, что высшее образование более значимо для юношей, чем для девушек;
- Политическое лидерство – процент респондентов, кто не согласен и совершенно не согласен с утверждением, что мужчины как политические лидеры лучше женщин.
Значения каждого из двух индексов состоят из средних арифметических по соответствующим субиндексам.
- Как Вы считаете, почему именно эти два концепта были операционализированы для исследования благоприятных условий распространения демократии?
- Какой вывод о связи толерантности и равенства можно сделать, опираясь на приведенную ниже диаграмму рассеяния (для построения индексов использовались данные пятой волны исследования 2005г.)? Воспользуйтесь формальным методом. Проинтерпретируйте аналогичные диаграммы «Толерантность * Равенство» 3 и 4 волн исследования (Рисунок 2 и Рисунок 3).
Рисунок 1. Диаграмма рассеяния «Толерантность * Равенство» (2005 г.).
Рисунок 2. Диаграмма рассеяния «Толерантность * Равенство» (2000-2004 гг.).
Рисунок 3. Диаграмма рассеяния «Толерантность * Равенство» (1994-1999 гг.).
- Сгруппируйте страны в двумерном признаковом пространстве «Толерантность – Равенство» и проинтерпретируйте полученные кластеры. Оцените качество кластеризации. Объясните, почему для кластеризации был выбрано то или иное расстояние между объектами (мера близости) и расстояние между классами объектов.
- В какой связи находятся уровень доходов и уровень толерантности в обществе? На Рисунке 4 использовался ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (в долларах США, 2007 г). посмотрите как меняется графическое представление данных, когда вместо абсолютного показателя душевого ВВП используется его натуральный логарифм (Рисунок 5).
Рисунок 4. Диаграмма рассеяния «Толерантность * ВВП на душу населения по паритету покупательной способности» в 2007 г. (в долларах США)
Рисунок 5. Диаграмма рассеяния «Толерантность * Натуральный логарифм ВВП на душу населения по паритету покупательной способности» в 2007 г.
Подробное описание базы данных «Всемирное исследование ценностей» Вы найдете в соответствующем разделе нашего сайта, а также на сайте World Values Survey.
Литература:
M. Steven Fish, “Encountering Culture,” in Zoltan Barany and Robert G. Moser, eds., Is Democracy Exportable? (New York: Cambridge University Press, 2009), pp. 57-84.
[1] M. Steven Fish, “Encountering Culture,” in Zoltan Barany and Robert G. Moser, eds., Is Democracy Exportable? (New York: Cambridge University Press, 2009), pp. 57-84.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.